Новый штраф для водителей: тормозить перед камерами будет бессмысленно

Отдельная норма о превышении водителями допустимой средней скорости на протяженных участках дорог должна показаться в законодательстве. Как рассказали Autonews.ru в Министерстве юстиции, на данный момент вопрос о законодательном закреплении административной ответственности за это нарушение с внедрением автоматических дорожных комплексов прорабатывают в МВД вместе с Минюстом и Минтрансом.

Почему штрафа за среднюю скорость нет, но водителей наказывают

В КоАП нет специальной статьи за очень быстрый проезд по подконтрольным камерам отдельных отрезкам. За превышение средней скорости наказывают по тем же ставкам, что и за «секундную» и на аналогичных основаниях. К примеру, если автомобилист в среднем ехал резвее допустимых 90 км/ч, сначала на 30 км/ч, а позже на 70 км/ч резвее, ему, скорее всего, придет один наибольший штраф за превышение скорости на 40-60 км/ч — 1500 рублей. При этом местом совершения проступка в постановлениях указывают не определенный адрес, где расположена камера, а общий подконтрольный двум дорожным камерам участок.

Анонсы
17 октября 2020

Водители сообщили об установке камер средней скорости на участке ЦКАД

Статьи
29 мая 2020

«Это ловушка для водителей». Штрафы за среднюю скорость пропишут в КоАП

Как растолковал юрист Дмитрий Дугин, этот момент, когда в документе нет четкого адреса и фактическое отсутствие такой нормы в КоАП, дает возможность автомобилистам обращаться в суды и оговаривать штрафы.

«Учитывая, что суды на данный момент такие постановления отменяют, можно сделать вывод, что выписывают их без легитимного на то основания. Сейчас есть требования о том, что место совершения правонарушения непременно должно быть указано и отметка о том, что это вышло где-то в радиусе 20 км суды не устраивает», — уточнил юрист.

Опрошенные юристы считают, что введение отдельного понятия могло бы легализовать штрафы и усложнить их оспаривание. Но Дугин напомнил, что идея обсуждается около 5 лет и встречает сопротивление в профильных ведомствах. Невзирая на это, в некоторых регионах ситуацию держат под контролем уже на данный момент. Например, в Татарстане. Сейчас регион считается фаворитом по использованию комплексов контроля средней скорости: там этим методом контролируют более 950 км автомагистралей. Как заявил не так давно директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Татарстана Рифкат Минниханов, он планирует отстаивать позицию по введению понятия средней скорости в законодательное поле.

Фото: ГК «Автодор»

Как определяют превышение средней скорости

Если шофер едет быстрее установленной скорости, уже не принципиально, каким способом камеры фиксируют этот факт: в моменте либо же по итогам проезда протяженного участка, растолковали Autonews.ru в ассоциации производителей и операторов систем определения и фотовидеофиксации «Око». 

«Речь идет об одном определенном виде нарушения ПДД — превышение установленной скорости движения, ст. 12.9 КоАП, — считают представители компаний-разработчиков. — А «средняя скорость» — это способ измерения скорости транспортного средства на участке дороги с помощью 2-ух синхронизированных камер фотовидеофиксации, установленных в начале и в конце участка контроля. Он основан на формуле: V=S/t, то есть скорость определяется исходя из времени, за которое проходится определенное расстояние».

Чтоб не было разночтений, участок контроля должен иметь единое на всем протяжении ограничение наибольшей разрешенной скорости и не иметь объездных путей.

«На практике это смотрится так: первая камера фиксирует время заезда автомобиля на участок контроля, а 2-ая — момент, когда автомобиль выезжает за его пределы, — растолковали в «Око». — Время на камерах синхронизируется по сигналу спутников ГЛОНАСС/GPS».

Будут ли выписывать двойные штрафы

Выписывать двойные штрафы за превышение и средней, и обыкновенной скорости одновременно водителям незаконно: наказание за один проступок может быть только одно. При этом 1-ая камера технически может выполнять двойную функцию: смотреть за отрезком пути перед въездом на участок контроля скорости и фиксировать секундную скорость до въезда на участок. Но использовать ли такую возможность будут решать местные власти в каждом определенном случае.

Что произойдет с фиксацией, если тормознуть на заправке

Если автомобилист на высочайшей скорости въедет на участок, а позже остановится на заправке или в магазине, то остановка нивелирует превышение скорости и штраф не придет.

«Такие ситуации быстрее исключение из правил, чем правило. Если люди торопятся, то не останавливаются. А если им просто нравится ездить стремительно, то каждый раз останавливаться на участке контроля скорости вряд ли соответствует их психотипу», — отметили в «Око».

Где фиксируют среднюю скорость

Почаще всего среднюю скорость контролируют сейчас на высокоскоростных магистралях. К примеру, в Московской области на данный момент около 170 участков контроля «средней скорости». В компании «Астралаб», которая практикуется на разработке комплексов, рекомендуют устанавливать камеры на участках протяженностью 20-30 км.

По оценке управляющего компании Сергея Ласкина, это самый действенный и недорогой для заказчика способ организации контроля. Но генеральный директор РОО «Союз безопасности дорожного движения» Светлана Заболоцкая считает, что среднюю скорость стоит фиксировать и в населенных пт: перед школами, детскими садами, торговыми центрами.

Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов идею о контроле средней скорости поддержал только при условии фиксации на небезопасных или аварийных участках протяженностью около 2 км. По воззрению Шкуматова, перед каждым необычным отрезком водителей необходимо предупреждать при помощи специальных дорожных символов и табличек с указанием протяженности контроля.

Также эксперт считает правильным с помощью такового контроля наблюдать за развязками и съездами, где резко падает скорость движения. К примеру, как на съездах со МКАД, где нужно сбросить скорость с 100 км/ч до 60 км/ч. А вот со внедрением такового контроля на новых трассах Шкуматов не согласен. В беседах с Autonews.ru он не раз заявлял, что установленный высокоскоростной режим на новых магистралях значительно занижен и водители должны иметь возможность ездить по ним резвее.

Фото: ГК «Автодор»

В свою очередь юрист Дмитрий Дугин идею таких штрафов не поддерживает и предлагает стопроцентно отказаться от незаконной, по его воззрению, практике. Эксперт считает, что работы традиционных комплексов, к которым сейчас вопросов нет, полностью достаточно.

«Я против этой системы. Она не указывает конкретного места нарушения. Кроме того, часть пути шофер может проехать медленнее или просто кое-где остановиться. И тогда его не накажут. На данный момент водителей и так привлекают за различные нарушения, дорожные камеры стоят через километр. Целесообразнее использовать обыденные штрафы. Иначе у нас может сложиться ситуация как с приложением «Ассистент Москвы». Есть позиция Верховного суда, по которой признать его автоматический системой нереально. Но штрафы приходят в расчете на то, что несмотря на то что бы 60% водителей оспаривать их не пойдут», — считает Дугин.

Когда все может заработать

Предложение о внесении отдельной ответственности в проект разрабатываемого на данный момент нового КоАП Ассоциация производителей и операторов систем определения и фотовидеофиксации «Око» занесла в 2020 году.

На данный момент проект нового КоАП дорабатывается Минюстом с учетом результатов публичных обсуждений. В ассоциации «Око» отметили, что ждут совещания межведомственной рабочей группы по подготовке нового КоАП, на котором планируется рассмотрение поступивших предложений. Разработчики убеждены: вся нормативная база для принятия конфигураций есть.

«Сейчас комплексы контроля средней скорости являются сертифицированным техническим средством, имеющим поверку, допущенным к применению в качестве средства измерения средней скорости. В согласовании п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда № 20 от 25.06.2019 вербование к административной ответственности за установленные этими комплексами нарушения ст. 12.9 КоАП правомерно», — сказали в Око.

Фото: ГК «Автодор»

Там также убеждены, что комплексы, фиксирующие среднюю скорость движения, являются одним из более эффективных средств повышения БДД. По данным ассоциации, на участках дорог, оборудованных такими комплексами, наблюдается понижение показателей аварийности до 50%, при этом на других участках, в том числе, оборудованных камерами на мгновенною скорость, этот показатель не превосходит 15-20%.

Докладывает портал: www.autonews.ru