Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Содержание:

  • Что такое вариатор и как он работает?
  • Плюсы вариатора
  • Минусы вариатора
  • Что такое автомат и как он работает?
  • Плюсы автомата
  • Минусы автомата
  • Вариатор VS автомат. Что лучше?

Автоматические коробки на автомобилях зачастую называют одним принятым наименованием «автомат», однако по принципу деяния и конструкции они могут кардинально отличаться друг от друга.

На нынешний день существует множество видов автоматических трансмиссий, но на легковых автомобилях чаще всего используют коробки передач трех типов: классические гидромеханические автоматические коробки, роботизированные коробки передач, а также бесступенчатые вариаторы, которые нередко обозначают аббревиатурой CVT.

Конструктивно все они отличаются и имеют как свои достоинства, так и недостатки. Однако ранее всех широкое распространение получили классические автоматы, которые уже больше 70 лет используются на легковых машинах.

Конспекты
3 августа

Все, что необходимо знать о ремне ГРМ и его подмене. Памятка для водителей

Статьи
3 февраля

Если вы так делаете, то мотору скоро придет конец

Следом обширно начали устанавливать роботизированные трансмиссии, которые длительное время вызывали скепсис у автовладельцев из-за не очень надежной конструкции. Вобщем, с годами они модернизировались, и кризис недоверия к механизированным коробкам передач был успешно пройден.

А на данный момент все большее распространение на современных машинах начали получать бесступенчатые вариаторы, которые идут по пути, уже когда-то пройденному «роботами». Так что давайте разбираться, что собой представляет вариатор, как он работает, какие у него минусы и плюсы, а также как он надежнее и лучше в сопоставлении с классическим автоматом.

Что такое вариатор и как он работает?

Вариатор — это вид автоматической коробки передач, который передает вращающий момент от двигателя к колесам и способен плавненько менять передаточное отношение в некотором спектре регулирования. Изменение передаточного отношения может выполняться автоматически, по заданной программе или вручную. В автомобилестроении таковой тип трансмиссии также обозначают аббревиатурой CVT (Continuously Variable Transmission).

Фото: Олег Лозовой / РБК

Умопомрачительно, но изобрели вариатор даже гораздо ранее, чем обычные «автоматы», но применяли его все же не на автомобилях. Патент на вариатор был выдан еще в конце XIX века и поначалу он использовался для изменения скорости вращения валов на станках.

А 1-ый автомобиль с таким типом трансмиссии появился только в 1950-х. Вариатор впервые начал устанавливаться серийно на авто марки DAF, которая в те годы производила не только грузовики, но и легковушки. Позже их начали устанавливать на некоторые модели Volvo, а конце 1990-х и начале 2000-х вариатор c фирменном наименованием Tiptronic употреблялся на младших седанах Audi. Но по-настоящему обширное распространение вариаторы получили лишь сейчас.

Вариаторы бывают нескольких типов: клиноременные со шкивами переменного поперечника, цепные, тороидальные. Первый тип — самый всераспространенный. Так что рассмотрим, как он устроен и работает.

Автомобиль, оборудованный таковой трансмиссией, на первый взгляд ничем не отличается от машин с обыденным автоматом — педалей всего две, и рычаг переключения режимов коробки с положениями P, R, N, D, похожий с машинами с традиционной АКП. Но работает вариатор совсем по-другому, а именно в нем нет фиксированных передач. Конфигурации передаточного отношения происходит не «переключениями», а плавненько и незаметно, благодаря ремню или цепи, который в различных положениях вращается по специальным коническим шкивам.

В зависимости от поперечника шкивов в месте вращения ремня либо цепи меняется и передаточное отношение и меняется скорость вращения и крутящий момент выходного вала, который далее передает тягу на приводы и колеса. Потому при работе вариатора нет толчков при трогании с места, и тем более нет никаких «переключений передач».

Фото: Олег Лозовой / РБК

Плюсы вариатора

  • Плавность хода. Благодаря отсутствию переключений передач вариатор обеспечивает более высшую плавность хода, чем другие типы автоматических трансмиссий.
  • Оживленный разгон. Благодаря отсутствию переключений в вариаторе в отличие от других типов трансмиссий не происходит разрыва потока мощности, соответственно разгон у машин с таковой трансмиссией получается более динамичным.
  • Высочайший КПД. Вариатор обеспечивает более высочайший КПД всей силовой установке автомобиля благодаря уменьшению утрат при его работе. В процентах этот показатель может быть на 5-10% выше, чем у других типов автоматических передач.
  • Экономичность. Более высочайший КПД обеспечивает и более высокую эффективность, потому вариатор позволяет тратить меньше топлива по сопоставлению с автоматами и повысить экономичность автомобиля.

Фото: Рено

Минусы вариатора

  • Однообразные ускорения. Да, вариатор позволяет машине быть динамичнее, но из-за все того же отсутствия переключений он не всегда стремительно ускоряет машину сходу. Управлять тягой мотора во время обгонов на машине с вариатором — труднее.
  • Сложная электроника. Все современные вариаторы обустроены управляющей электроникой, чьи программное обеспечение довольно сложное. Оно нередко выходит из строя и просит перепрошивки блоков управления.
  • Дорогостоящее сервис. В вариаторах используется специальные смазочные материалы, которые требуют подмены при его обслуживании. Межсервисный интервал у таких трансмиссий не очень большой, но масло для вариаторов очень дорогое. И оно, как правило, не заменяется более дешевенькими аналогами, поскольку использование несоответствующего смазочного материала может привести к суровой поломке и дорогостоящему ремонту.

Что такое автомат и как он работает?

Автоматическая коробка передач — это устройство, механика работы которой позволяют ей в процессе движения транспортного средства без помощи других определять наиболее подходящее доступное передаточное отношение и перебегать с одного передаточного отношения на другое, обеспечивая облегченную для водителя процедуру трогания с места, а также автоматом выполнять переключения, подстраивая внешнюю скоростную характеристику мотора под заданную водителем скорость движения в текущих дорожных критериях.

Фото: Kia

Гидромеханическая автоматическая коробка содержит два основных элемента: гидротрансформатор и редуктор. Гидротрансформатор подменяет собой сцепление, а редуктор содержит все пары шестерен в неизменном зацеплении. Такая конструкция позволяет получить один малогабаритный законченный механизм, который имеет сразу несколько ступеней.

Гидротрансформатор состоит из 2-ух лопастных машин: центробежного насоса и центростремительной турбины. Меж ними расположен направляющий аппарат — реактор. Насосное колесо агрессивно связано с коленчатым валом двигателя, а турбинное — с валом коробки передач. Реактор же, в зависимости от режима работы, может свободно крутиться, а может быть заблокирован при поддержке обгонной муфты.

Передача вращающего момента от двигателя к коробке передач осуществляется потоками рабочей воды, которая отбрасывается лопатками насосного колеса на турбинное. Так выходит, что жесткая связь между двигателем и коробкой отсутствует. Это обеспечивает работу двигателя и остановку автомобиля с включенной передачей, а также содействует плавности передачи тягового усилия.

Фото: Kia

Плюсы автомата

  • Легкое управление. Естественно, с точки удобства трогания с места и принципа действий для водителя современный вариатор ничем не уступает автомату, но благодаря все тем же переключениям гидромеханическая коробка позволяет поточнее дозировать тягу и лучше справляется при разгонах во время маневров и обгонов.
  • Обычное и доступное обслуживание. Жидкость для работы гидротрансформатора, которую часто ошибочно называют «маслом», также требуется особая. Однако в сравнении со смазочным материалом вариатора она не настолько дорогая. К тому же ее подмена требуется не столь часто. Да и электрических компонентов в современных автоматах хоть и много, но все же меньше, чем в вариаторе.
  • Высочайшая надежность. Конструкции классического гидромеханического автомата более 70 лет. За это время она прошла целую вереницу эволюционных изменений и доработок, так что по части надежности как и раньше остается одним из лучших решений.

Фото: Тоета

Минусы автомата

  • Недостающая динамика. Конечно, современные автоматы работают очень стремительно и плавно, однако потери в гидротрансформаторе и незначительные разрывы потока мощности в нем все же сказывается на динамических свойствах автомобиля, оснащенного такой трансмиссией.
  • Маленький КПД. Потери мощности и вращающего момента в жидкости гидротрансформаторе влияют на коэффициент полезного деяния. КПД силовой установки автомобилей с обычным АКП все же ниже, чему у машин с механической коробкой передач, роботом либо вариатором.
  • Увеличение расхода горючего. Из-за все тех же утрат в гидротрансформаторе расход топлива на автомобилях с автоматом, как правило, всегда чуток выше, чем на машинах с другим типом трансмиссий.

Что лучше: вариатор либо автомат?

Универсальный и конкретный ответ на этот вопрос дать трудно, поскольку каждая их эти трансмиссий имеет как свои бесспорные преимущества, так и недостатки. Так что конечный выбор в пользу модели с тем либо иным типом автоматической коробки передач будет зависеть от целей и задач, которые вы ставите перед автомобилем.

Фото: freepik.com

По своим техническим чертам, вариатор в некоторых аспектах опережает традиционный гидромеханический автомат. Это касается и динамики разгона, и низкого расхода топлива, и плавности хода из-за отсутствия переключений. Вкупе с тем, такая трансмиссия капризна по части управляющей электроники, а также довольно дорогая в обслуживании и в ремонте в случае появления такой необходимости.

Автомат не настолько эффективен, не обеспечивает такую же высшую плавность хода, да и расход горючего у машин с такой трансмиссией все же малость выше, чем у схожих машин с вариатором. Но он обеспечивает куда более интересные ездовые повадки, лучше работает во время ускорений ходом, а также более прост в обслуживании и обладает высочайшей надежностью.

Если при подборе автомобиля для вас важнее динамика и экономичность, то выбор лучше сделать в пользу вариатора, а если во главе угла находится надежность, то традиционный гидромеханический автомат окажется более уместным решением.

Докладывает портал: www.autonews.ru